институт
региональной
экспертизы
Исследования

Дайджест новостей в зарубежных СМИ о внутренней политике в России за неделю (18.11.2018 – 23.11.2018)

24.11.2018
|
07:08

На этой неделе в зарубежных СМИ прозвучало сравнительно много сюжетов по внутренней политике России. Достаточно привычным является то, что некоторые, казалось бы, не связанные с политикой события получают политическое звучание и даже нередко дополняются конспирологическими контекстами. Среди основных сюжетов следует отметить:

1) Смерть руководителя военной разведки ГРУ И. Коробова (часто рассматриваемая в связке с делом Скрипалей и «обрастающая» конспирологическими подробностями в интерпретации отдельных СМИ);

2) Интрига с выборами главы Интерпола с участием кандидата от России (также к этой новости привязывались (преимущественно, британскими СМИ) новые обвинения России против британского финансиста У. Браудера);  

3) Весьма осторожно и в то же время претенциозно освещается тематика российских ЧВК. Так как эта тема уже давно была «избита» разнообразными предположениями и спекуляциями, всплывающие реальные факты парадоксальным образом уже не могут впечатлить зарубежную аудиторию;

4) Ситуация вокруг Азовского моря значительно «остыла» и активно освещается преимущественно украинскими СМИ;

5) Произошел (очевидно после резонансной попытки теракта) некоторый всплеск интереса к событиям на Северном Кавказе (преобладало преимущественно критическое освещение ситуации и привычный «шейминг» Рамзана Кадырова). Вместе с тем, ситуация с выравниванием границ между Чеченской республикой и Ингушетией не поднималась в зарубежных СМИ, судя по всему, вследствие сложности и малой интересности этой темы для зарубежной аудитории;

6) Наконец, привычно анализируется проблематика территориальных претензий к России со стороны Японии, на неделе соответствующие инфоповоды возникли и со стороны СМИ Финляндии;

7) Отдельные СМИ также размещали аналитические материалы, затрагивающие отдельные вопросы российской внутренней политики: от противодействия режиму санкций до особенностей политического дискурса российского руководства, упоминались также учения ФСО в Кремле с применением двух вертолетов.

Наиболее заметным по накалу было освещение политизированной борьбы вокруг выборов президента Интерпола. Примечательно, что даже многие западные издания открыто признавали царившую атмосферу русофобии.   

В целом, согласно результатам проведенного контент-анализа, освещение и частота упоминания мировыми СМИ политических событий в России значительно увеличилось по сравнению с прошлой неделей. При этом по-прежнему обращает на себя внимание тесная привязка внутриполитических событий в России к текущей международной повестке.   

Рассмотрим ряд основных материалов зарубежных СМИ, сегментированных по тематике:

1. Участие представителя России в выборах главы Интерпола:

1) The Guardian (Великобритания): 21.11.2018. «Было бы безумием позволить русскому руководить Интерполом в эпоху Путина. Мы должны это предотвратить».   Издание опубликовало резонансную статью М. Ходорковского, где он в присущей ему манере пишет о том, что нельзя допустить подчинение «силы добра интересам тех преступников, которые стремятся подорвать ее». Таким образом он комментирует информацию о том, что один из фаворитов в борьбе за пост главы Интерпола — россиянин Александр Прокопчук. Ходорковский отмечает, что «в случае такой страны, как Россия, уязвимость системы Интерпола очевидна».

2) Berlingske (Дания): 20.11.2018. «Россия собирается посадить во главе Интерпола своего полицейского».  Издание пишет о том, что на Западе с ужасом обсуждают вероятность того, что директором Интерпола станет россиянин. Статья в датской газете буквально нашпигована стандартно голословными обвинениями «путинского режима» во всех грехах, а главным «обвинителем» в очередной раз выступает У. Браудер. Лейтмотивом статьи является знаменитое «Русские идут!».

3) Wall Street Journal (США): 20.11.2018.  «Кремль борется за власть в Интерполе».  

В статье утверждается, что В. Путин пытается поставить во главе международного полицейского ведомства преданного ему генерала. Западным странам, естественно, это не нравится. Журнал немедленно нашел в его деятельности злоупотребления запросами на экстрадицию. Причем, совершенно непонятно, почему именно российские запросы вызывают подозрения.

4) CNN (США): 22.11.2018 «Критики Путина радуются поражению кандидата России на выборах президента Интерпола».   Победа на выборах президента Интерпола еще одного представителя Южной Кореи вызвала волну эйфории и злорадства во многих западных СМИ. В частности, в материале CNN говорится о том, что противники российского президента В. Путина обрадовались избранию на пост главы Интерпола представителя Южной Кореи Ким Чон Яна, а не россиянина. Выборы главы Интерпола стали ареной противостояния между Россией и Западом, а Вашингтон всеми силами поддерживал кандидатуру корейца.

5) The Guardian (Великобритания): 21.11.2018. «Интерпол избрал своим президентом южнокорейца, нанеся удар по России».   Статья «Гардиан» практически дословно повторяет содержание материала СNN.  Южнокорейца Ким Чон Яна избрали на должность президента Интерпола. Он одержал победу над ветераном российских служб безопасности А. Прокопчуком, против которого решительно выступили США, Британия и другие европейские страны опасавшиеся, что Москва сможет злоупотреблять его служебным положением. Утверждается, что победа Яна нанесла удар по России.

6) The Guardian (Великобритания): 19.11.2018.   «Российские прокуроры выдвинули новые обвинения против критика Кремля У. Браудера».  В статье утверждается, что российские власти анонсировали новые обвинения против британского финансиста У. Браудера. Утверждается, что это «политизированное» дело, поскольку У. Браудер – один из наиболее ярых критиков Кремля за пределами России. В связи с этим, газета выражает беспокойство, что главой Интерпола может стать российский кандидат.

7) The Independent (Великобритания): 23.11.2018. «Поведение Запада по отношению к России в связи с выборами главы Интерпола опасно и непорядочно».   В статье анализируются выборы руководства Интерпола. Признается, что кандидат от России А. Прокопчук, изначально являвшийся основным фаворитом на должность президента организации, в процессе выборов наткнулся на скоординированное сопротивление, которое возникло в последний момент и было чрезвычайно шумным и напористым. Автор отмечает, что дипломаты обычно предпочитают действовать постепенно и за кулисами, но против российского кандидата на выборах главы Интерпола западные страны прибегли к открытому лоббированию – и на самом последнем этапе. Автор «Индепендент» задается справедливым вопросом: может, истинная причина кроется не в его провинностях и недостатках, а в том, что он русский?

2. Смерть И. Коробова:

1) National Public Radio (США): 23.11.2018.  «Вторая за два года смерть главы российской спецслужбы».  В новостном материале утверждается, что в России умер второй за два года руководитель военной разведки ГРУ. До этого руководителем ГРУ был Игорь Сергун, который умер в 2016 году «при неясных обстоятельствах.

2) Telegraph (Великобритания): 22.11.2018. «На 63-м году жизни после тяжелой болезни скончался глава российского шпионского ведомства Игорь Коробов».   Издание строит догадки и пытается найти в этом печальном событии двойное дно. Автор статьи заявляет, что смерть генерала наступила после серии «неловких инцидентов».

3) Advance, (Хорватия): 23.11.2018.  «Эпизод истерии в свободном мире: Интерпол, Маша и кремлевские медведи-диверсанты».  Тема русофобии и шпиономании поднимается в статье хорватского издания. Постулируется, что антироссийская истерия достигла сегодня небывалых высот. Как можно отдать Интерпол русским, когда даже мультсериал про Машу и медведя объявляется орудием Кремля?

3. «Разоблачения» российских ЧВК:

1) Aldri Mer (Норвегия): 18.11.2018.  «Норвежские военные предупреждают о частных военных компаниях».  В материале представлен план возможных, по мнению норвежских экспертов, агрессивных действий России в Европе с применением ЧВК.

2) Радио Свобода (США): 19.11.2018. «Бойцы российских ЧВК обратились в международный суд – против организаторов частных военных компаний».  В статье утверждается, что бойцы российских частных военных компаний и ветераны вооруженных сил и боевых действий обратились в Международный уголовный суд с требованием возбудить расследование против организаторов ЧВК и тех, кто им помогает.

4. Ситуация в Азовском море:

1) Новое время (Украина): 22.11.2018. «Украина ответила на предостережения России относительно границы в Азовском море».   На Украине продолжается истерия вокруг ситуации на Азовском море. Стремясь перевернуть все с ног на голову, украинский МИД, несмотря на убедительные разъяснения Москвы, в очередной раз говорит о якобы «свободной трактовке Россией» соглашения о статусе Азовского моря, заключенного между странами.

2) УНIАН (Украина): 22.11.2018. «Скажется ли на ситуации в море смещение Керченского моста».   В статье утверждается  тезис о якобы ненадежности Крымского моста и связи этого явления с эскалацией ситуации в Азовском море, которую нагнетают киевские власти. Автор, традиционно для украинcких СМИ обвинив Россию «во всех грехах», тем не менее вынужден признать, что Москва соблюдает в регионе все международно-признанные соглашения.

5. Территориальные претензии:

Курилы:

  1. Майнити симбун (Япония): 22.11.2018. «Мнение Масао Ёра. Два острова или ничего».  В статье утверждается, что по словам японского премьера Абэ, он договорился, что Россия после подписания мирного договора передаст Японии два острова – Хабомаи и Шикотан. Прежде, как только речь заходила о двух островах, правые тут же называли политиков изменниками, заявляя, что они отступились от требования вернуть все четыре. Такой план возник лишь потому, что забуксовал «новый подход» Абэ.
  2. Санкэй симбун (Япония): 21.11.2018. «Смена курса Токийской декларации — поражение».   В статье утверждается, что произошла серьезная смена курса Японии в территориальных переговорах с Россией. Сигэки Хакамада полагает, что Синдзо Абэ решил подстроиться под Россию, чтобы достичь соглашения по Курильским островам. Он также считает, что В. Путин намекнул на возможность того, что острова останутся под контролем России, даже если их передадут Японии.

Карелия:

1) Ilta-Sanomat (Финляндия): 21.11.2018. «Финляндия: 100 лет в разводе с Россией».    Издание пишет о требовании к России вернуть Карелию, также перешедшую к СССР по итогам Второй мировой войны. Сообщается, что националисты из молодежного крыла «Истинных финнов» провозгласили, что Финляндия должна потребовать, чтобы Россия вернула ей часть Карелии. Серьезные финские издания не восприняли это заявление всерьез. Но Россия не могла не отреагировать: неудивительно, что неосторожный твит представителя «Истинных финнов» обсуждают в российских СМИ.

2) Курсор (Израиль): 22.11.2018. «И финны захотели себе кусочек России». В материале сообщается, что партия «Истинные финны», игнорируя решение Парижского мирного договора 1947 года, который закрепил российско-финскую границу в ее нынешнем виде, предложила Финляндии потребовать у России «возврата территорий», переданных ей по результатам Второй мировой войны. Об этом написал член правления партии Генри Хаутамяки в Твиттере. Делается вывод о том, что в Финляндии задумались о возвращении к границам, которые были изменены в результате соглашения с Советским Союзом.

6. Чечня и Рамзан Кадыров:

1) National Interest (США): 21.11.2018.  «Кремль не может больше игнорировать хаос в Чечне».  Автор утверждает, что Рамзан Кадыров давно является притчей во языцех в СМИ далеко за пределами Чечни. Его склонность приходить на кремлевские совещания в спортивных костюмах, а также видеозаписи с тренировок превратили этого человека в настоящий феномен на медийном пространстве. Однако сегодняшние действия Кадырова, по мнению издания, могут создать проблемы для российских властей.

7. Политика России, направленная на противодействие режиму западных санкций:

1) South China Morning Post (Гонконг): 22.11.2018. «Китай и Россия хотят отказаться от доллара, создав новую платежную систему, чтобы избежать санкций».   Отмечается, что соглашение между Россией и Китаем о прямой торговле в юанях и рублях позволит создать новую финансовую инфраструктуру, которая поднимет роль их национальных валют в двусторонней и международной торговле. Толчком к этому шагу служит ухудшение отношений этих стран с США и угроза того, что Вашингтон может ввести новые экономические санкции против одной из них или обеих сразу.

2) WSJ (США): 21.11.2018.  «Российские банки находят способы получения прибыли вопреки санкциям».  Автор утверждает, что российские банки ищут способ получить прибыль в условиях санкций и прилагают усилия к развитию потребительского кредитования, что позволило им за десять месяцев 2018 г. увеличить доходность почти в два раза. Однако такой быстрый рост не может продолжаться бесконечно, и Центробанк страны начал ужесточать условия выдачи кредитов.

2) The Financial Times (Великобритания): 20.11.2018.  «Русские приветствуют путинское продуктовое эмбарго».    В России после введения ответных санкций – запрета на импорт из США и Европы некоторых товаров – процветают сыроделие, а также производство говядины и свинины. Производство пшеницы в России достигло в 2017 году наивысших показателей, пишет «Файненшл Таймс». Но сможет ли Москва полностью избавиться от зависимости от импорта с Запада?

8. Заявление В. Путина на заседании с представителями ВС и Рособоронэкспорта:

2) Khorasan (Иран) – 23.11.2018. «Путин снова «официально» грозит Америке».  В статье утверждается, что, если Вашингтон на самом деле решится на выход из договора по РСМД, Россия «в любом случае даст ответ». Заявление В. Путина на заседании с представителями ВС и Рособоронэкспорта журналисты расценили как программное для внешнеполитического курса России. Также иранские журналисты не смогли пройти мимо слов российского лидера о новых гиперзвуковых ракетах.

9. Прочее:

1) New York Times (США): 23.11.2018. «Что приводит в действие российское государство».   В статье утверждается, что Россия и лично В. Путин занимают очень много места в мыслях Запада, уверенного в том, что Россия с ним во всем соревнуется. Но цель Путина в другом. Он стремится обеспечить своей стране надежное место в мире. Российское руководство осознало, что перегнать Запад невозможно, и избрало иной путь. Сам Кремль развенчивает мифы о себе и о России. Автор делает вывод о том, чтобы понять, что заставляет В. Путина и его союзников поступать так, как они поступают, необходимо заглянуть за рамки мифов.

2) The New York Times (США): 22.11.2018.  «Когда Россия была полна надежд».  В статье отмечается, что в последнее время россияне часто вскрывают «капсулы» с письмами, которые были написаны жителями СССР полвека назад. Авторы этих писем считают, что их потомки живут при коммунизме и летают на другие планеты, а те испытывают горечь, отмечая, что ничего не смогут оставить будущим поколениям. Люди жалуются на нынешние условия и хотят, чтобы государство «гарантировало их экономическое выживание».

3) Политика (Сербия): 21.11.2018. «Путин, в отличие от Трампа, контролирует государство в государстве».   В статье делается вывод о том, что в России президент В. Путин контролирует государство в государстве (“deep state”), но не контролирует правительство, в котором много либералов, считает экономист Михаил Делягин. По его словам, в России совершается попытка государственного переворота. Делягин рассказал сербской «Политике» о том, почему либерализм укоренился в России, насколько президенту удалось взять под контроль олигархов.

4) Iranian Diplomacy (Иран): 20.11.2018.  «Интерпретация путинской мечты». Иранский эксперт по международным отношениям Умм аль-Бани Пулаб считает, что слишком много факторов мешают В. Путину воплотить его мечту – превратить Россию в сверхдержаву. И в первую очередь, это слабая экономика. Зато во внешней политике мощь российского государства не подвергается сомнению: события в Крыму четко обозначили, какую роль Россия должна играть на Западе.

5) Niedziela (Польша): 18.11.2018.  «Путин переходит на феню».   Сотрудница варшавского Центра восточных исследований А. Лабушевска в духе присущей для польских СМИ пропаганды рассказывает о так называемой «антизападной кампании» Кремля, эффекте санкций и «блатном» российского президента.